Задали рассказать про картину, на которой изображена книга/манускрипт/скрижаль etc.
Месяц думала, что возьму Делакруа, "Фауст и Мефистофель".
И только сегодня передумала.
Мне не понравилось то, что про нее (картину, то бишь) два грамма информации. На пять минут точно не расскажешь.
В общем, полезла искать что-то еще и наткнулась на...
...на...
...на картину "Серый кардинал" с отцом Жозефом в главной роли.
В общем, я не смогла не.
Краткая история и проч.
Художник, Жозеф, картина - многабукав
Жан-Леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). За нею последовали: «Анакреонт, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и «Греческий лупанарий» (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Подобная же двусмысленная картина Жерома появилась в салоне в 1853 г. под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождём особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков».
Написанная им в 1855 г. картина «Век Августа», с фигурами в натуральную величину, может рассматриваться только как неудачная экскурсия в область исторической живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имели «Русские солдаты-песельники» — сцена, написанная по этюдам, сделанным во время поездки Жерома в 1854 г. через Россию в Молдавию.
Ещё лучше его высоко драматическая «Дуэль после маскарада» (1857) и появившиеся после поездки художника на берега Нила «Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне» (1861).
Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты, играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867); порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). В мастерской художника обучались многие художники с Востока, в том числе Осман Хамди Бей и Халиль Паша.
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретённой им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876) и «Серый кардинал» (1874).
И как раз об этой картине мне хотелось бы рассказать.
На полотне изображен отец Жозеф, деятель времен Людовика XIII, с именем которого и связывают данное устойчивое выражение. Почему же оно возникло и что означает, я постараюсь сейчас объяснить.
Серым кардиналом обычно называют влиятельного человека (особенно в политике), действующего негласно и обычно не занимающего формальную должность с такими полномочиями. Почему такую личность называют именно «серым кардиналом», до конца неясно. Есть несколько объяснений этому, каждое из которых может претендовать на истинность.
Но прежде чем я их озвучу, следует заметить, что выражение Eminence grise правильней было бы переводить с французского не как «Серый кардинал», но как «Серое высокопреосвященство». Но поскольку обращение «Ваше Высокопреосвященство» в римско-католической традиции относится именно к кардиналам (наравне с обращением к Папе Римскому «Ваше Святейшество» или к епископам «Ваше Преосвященство»), то данный перевод не является в целом неправильным.
Итак, возникновение данного выражения имеет 2 версии. По одной из них считается, что серым кардиналом отца Жозефа прозвали за серый цвет носимого им плаща. Некоторые историки и писатели считают, что это связано с цветом одежды капуцинов – серым (например, А. Д. Люблинская – автор монографии «Франция при Ришелье», Л., 1982). Однако из энциклопедической литературы известно, что капуцины носили одежду темно-коричневого или бурого цвета.
Другое предположение связано с переносным значением слова серый – «бесцветный», «безликий», тем самым «неразличимый», «незаметный». Последнее значение слова серый (gris) уже было характерно для французского языка в XVII веке. Во всяком случае, в словаре Антуана Удэна, носящем пышное название «Французские редкости, служащие дополнениями к словарям, или Собрание наилучших свойств со множеством пословиц и изречений, для того, чтобы понимать самые разнообразные книжки» (1648), приводится выражение: La nuit tous les chats sont gris – «Ночью все кошки серы» (незаметны). Так что вполне вероятно происхождение прозвища «серый кардинал» на основе значения серый «неприметный => теневой».
Итак, кто же такой этот отец Жозеф?
Отец Жозеф, настоящее имя Франсуа Леклер дю Трамбле (4 ноября 1577 — 17 декабря 1638) — государственный деятель Франции, монах капуцинского ордена.
Дворянин по происхождению, изначально он хотел сделать карьеру военного, участвовал в осаде Амьена в 1597 году, затем сопровождал специальное посольство в Лондон, однако в 1599 году резко изменил свои взгляды и принял постриг в монастыре капуцинов.
Он ударился в религиозную жизнь с большим пылом и стал известным проповедником и реформатором. После смерти Генриха IV достиг влияния при дворе и постепенно стал сотрудником и ближайшим помощником Ришелье, политику которого проводил в особо важных миссиях.
В качестве начальника канцелярии Ришелье отец Жозеф вместе с четырьмя другими капуцинами исполнял тайные поручения кардинала и в неразборчивости применяемых политических средств далеко превосходил своего начальника — только конечные цели отца Жозефа носили более идейный характер и в большей степени были проникнуты духом католичества, чем у Ришелье. Ришелье прочил отца Жозефа себе в преемники и многие годы добивался для него кардинальской шапки, но эти требования были отклонены, так как курия считала отца Жозефа одним из главных своих противников.
Но следует отметить, что кардиналом отец Жозеф впоследствии все-таки стал – правда, лишь незадолго до своей смерти.
Теперь вернемся к картине.
Отец Жозеф здесь изображен аскетом, книжником – он читает, не глядя ни на кого, и, кажется, что ему вовсе нет дела до поклонившихся ему людей. Такой образ, скорее, дань художественному вымыслу – несмотря на то, что перед серым кардиналом дрожали не меньше – а может и больше, чем перед всесильным Ришелье, никто при встрече не кланялся ему так же низко, как королю. В конце концов, де-юре отец Жозеф был всего лишь капуцинским проповедником, пусть и достаточно известным. Так что все, что происходит на картине, можно отнести скорее к преувеличению, если не к чистому вымыслу.
Что же касается места действия, то тут есть два варианта – либо Лувр, либо Пале-Рояль. Но более вероятен все же второй вариант, поскольку герб Ришелье, висящий на заднем плане в виде гобелена – три червлёных стропила в серебряном поле на щите английской формы, увенчанном герцогской короной, с прикрепленной геральдической мантией, под кардинальской шапкой – мог висеть скорее в Пале-Рояле, который до 1642 года принадлежал Ришелье и назывался Пале-Кардиналь – дворец кардинала (для справки – переименован в Пале-Рояль, Королевский дворец, он был уже после 1643 года, когда в него после смерти Ришелье въехала королева Анна Австрийская с маленьким сыном, впоследствии Королем-Солнце Людовиком XIV).
С другой стороны картину можно рассматривать как аллегорию правления католической церкви в Европе. Церковь в образе отца Жозефа, строгая и суровая, поглощенная книгой – Библией, скорее всего – и низко, даже раболепно склонившаяся перед ней аристократия. Опять же, название картины «Серый кардинал» тоже отсылает нас к деятельности церкви в Средневековье, в эпоху Ренессанса и в начале Нового времени, когда данный институт фактически управлял Европой, скрываясь за спинами монархов, а порой и действуя совершенно открыто.
Собсно, картина:
И отец Жозеф, который мне тут ужасно нравится:
А почему бы и нет
Задали рассказать про картину, на которой изображена книга/манускрипт/скрижаль etc.
Месяц думала, что возьму Делакруа, "Фауст и Мефистофель".
И только сегодня передумала.
Мне не понравилось то, что про нее (картину, то бишь) два грамма информации. На пять минут точно не расскажешь.
В общем, полезла искать что-то еще и наткнулась на...
...на...
...на картину "Серый кардинал" с отцом Жозефом в главной роли.
В общем, я не смогла не.
Краткая история и проч.
Художник, Жозеф, картина - многабукав
Собсно, картина:
И отец Жозеф, который мне тут ужасно нравится:
Месяц думала, что возьму Делакруа, "Фауст и Мефистофель".
И только сегодня передумала.
Мне не понравилось то, что про нее (картину, то бишь) два грамма информации. На пять минут точно не расскажешь.
В общем, полезла искать что-то еще и наткнулась на...
...на...
...на картину "Серый кардинал" с отцом Жозефом в главной роли.
В общем, я не смогла не.
Краткая история и проч.
Художник, Жозеф, картина - многабукав
Собсно, картина:
И отец Жозеф, который мне тут ужасно нравится: