Рецензия со спойлерамиО чем вообще идет речь? Как гласит аннотация во всех трех книгах, некий нью-йоркский сценарист решил как-то написать роман, и на следующее утро после его публикации проснулся знаменитым. Так это или нет, я не знаю, да мне и не особо интересно, так что перейдем непосредственно к книгам.
Трилогия Далквиста написана в жанре стимпанк. Действие ее происходит в Англии в конце 19 века (1870-е или где-то так). Главными героями являются мисс Селеста Темпл, вернувшаяся на родину из Америки, наемный убийца Кардинал Чань, не имеющий никакого отношения ни к церкви, ни к Китаю, и немецкий врач-шпион Абеляр Свенсон. Волею автора они оказываются в центре заговора, имеющего своей целью изменить картину мира с помощью алхимии, и изо всех сил ему противостоят - с переменным успехом.
Итак, за что книгу стоит похвалить? Неплохой язык, умело стилизованный под викторианскую эпоху - пусть не идеально, но попытка засчитана. Постоянно подогреваемый читательский интерес - несмотря на то, что мне после второй книги стало понятно, чем все кончится, третью книгу я читала без скуки. Хотя приемы порой, как мне кажется, были несколько топорны - так как персонажей три, главы с их участием чередуются, и очевидно, что автор это использует: на последней странице каждой главы непременно происходит какой-то поворот, но чтобы узнать, к чему он привел, надо прочитать следующие две главы, и только после них завеса тайны приоткроется. И, несмотря на очевидность, этот прием все равно работает, как часы.
Из других плюсов: двое из трех персонажей если не 10/10, то на твердую девяточку каждый тянут, да еще как. Главы с ними я читала буквально взахлеб. Да, каюсь, они давили на мои кинки, а от такого я растекаюсь розовой лужицей и не могу соображать с обычной ясностью - я, к слову, уже о говорила о таком по отношению к Клоду Фролло: мне он нравится безумно, и ради того, чтобы почитать о нем еще хоть что-нибудь, я готова осиливать даже такие "шедевры" как "В тени Нотр-Дама" Йорга. Брр, аж мурашки пробежали...
Но вернемся к нашим баранам. За что еще можно похвалить Далквиста? Все описания достаточно натуралистичны - не так, как, например, у Мартина, но близко к тому. Грязь у автора - грязь, раны - раны, естественные позывы организма... ну вы уловили мысль. Так что тут все тоже на уровне. Плюс - атмосфера стимпанка, которая там действительно есть, причем не налетом ржавчины и не эпизодично, а, как и полагается атмосфере, почти незримо, но везде. И на этом, пожалуй, с плюсами мы закончим и перейдем к минусам, которых, увы, было достаточно.
И сперва мне хотелось бы отметить излишнюю перегруженность фактами. Да, они, конечно, помогают созданию нужной атмосферы, но ей-богу, когда третьестепенные герои начинали трындеть о том, кто из дворян какую землю купил, я зевала и боролась с желанием если не закрыть книгу, то пролистать этот кусок не читая. Хотя это кому как - у моего обожаемого Гюго, к примеру, я читала по диагонали куски, где он описывал архитектуру или философствовал - мне не терпелось вернуться к героям, и я, как могла, ускоряла сей процесс, а кому-то эти куски, может быть, нравятся больше сюжета, так что это минус чисто условный, ИМХО, так сказать.
Другие замечания касаются уже больше самого повествования, его сюжета. И прежде всего - мисс Темпл. Боже, как же меня бесила эта девица. Три книги, три чертовых книги я ощущала дикое желание надавать ей хороших лещей. Нет, не подумайте, я не женоненавистница, и у меня есть много персонажей-женщин, которые мне нравятся, но она... Господи, она была кошмарна. Она постоянно была не к месту, постоянно лезла, куда не надо, была вечной обузой для остальных, а ее поступки следовали только ее собственной, какой-то очень извернутой логике. Но что больше всего меня в ней выводило из себя, так это то, что она ни разу не была ребенком своего времени. То, что она делала, как себя вела, могло бы относиться к девочке-подростку 21 века, но никак не к двадцатипятилетней англичанке викторианской эпохи.
Удивляло еще и то, что Далквист вполне успешно описывал женщин, пусть и выходящих немного за рамки, но все же вполне вписывающихся в конец 19 века - та же графиня, например. Так почему тогда с главной героиней вышел такой облом? Почему надо было делать ее... такой? Я не понимаю.
Несколько раздражали некоторые предсказуемые ходы. А там был простор, чтобы замутить что-то нестандартное, но нет, пойдем по проторенной дорожке и напишем все по канонам. Это порой было скучновато.
Эротические сцены заставляли иногда хихикать, а иногда ржать в голос. Нет, написаны они были нормально, никаких фанфиковых штампов. Просто уж очень забавно было читать, как мужчина описывает мастурбацию девушки, да и сцены эти порой начинались так внезапно, а потом так же внезапно кончались, что ты еще минут пять сидел, чтобы это осмыслить - типа, "э-э-э, они что, сексом собираются заниматься? здесь? сейчас? да ладно. что, уже все кончилось? да ладно!". В общем, мне, как закаленному Книгой Фанфиков человеку, было смешно.
Мда, пока писала про минусы, вспомнила еще несколько плюсов - качественное описание боевых сцен; отсутствие абсолютно злых и абсолютно добрых персонажей, способность протагонистов совершать нехорошие поступки, а антагонистов - помогать порой своим врагам; отсутствие шаблонных красавцев и красавиц, хотя об этом пункте я хотела бы сказать отдельно.
Achtung! Hard spoilers alert.Я просто не могу закончить рецензию, не сказав о персонажах. Первую главную героиню я уже упоминала - мисс Селеста Темпл. Собственно, я сказала о ней все, что хотела, и добавлю только то, что если бы не ее сраное любопытство, книг бы и вовсе не было. Но я не могу сказать, плюс это или минус, поэтому говорю здесь.
А теперь от плохого переходим к хорошему, точнее, к двум хорошим. И да, это те самые два оставшихся ГГ, наемник и немецкий доктор. И боже мой, какой океан слюней я напускала на страницы, пока читала их главы. А теперь подробнее.
Итак, наемник. Собственно, почему он кардинал и почему Чань? История более чем интересная. Кардиналом прозвали его за то, что длительное время его любимой вещью в гардеробе был длинный красный кожаный плащ, похожий на кардинальскую сутану.
А еще мне чертовски нравится читать его разговоры с соперниками - каждый раз у меня складывалось такое ощущение, что они не угрозами и ругательствами обмениваются, а по-жесткому так флиртуют. Приведу пример из второй книги, "Черная книга смерти":
"Не успел он пробежать и тридцати ярдов, как увидел второго охотника <...> блондин, заостренное лицо с баками и тонкими усиками. Светловолосый протянул руку к ближайшему седлу и, как мюзик-холльный маг извлекает из ниоткуда серебряный шарф, вытащил сверкающую, зловеще изогнутую кавалерийскую саблю. <...>
Чань сплюнул в траву и кивнул на саблю со словами:
- Странное оружие для охоты.
- Как сказать, - человек ухмыльнулся. - Смотря какая дичь.
- Нужно было очень торопиться, чтобы добраться сюда.
Человек пожал плечами. <...> Чань указал на саблю.
- Это твоя - или ограбили какого-то солдата?
- Ты хочешь узнать, как я этим пользуюсь?
- Я хочу понять, в какой мере ты тоже преступник.
- Подойди поближе - и узнаешь". Г. Далквист, "Черная книга смерти", гл. 2 "Вдали от дома", с. 93-94.
Нет, нормальный человек, конечно, ничего такого не заметит, но я слэшер, мне можно. Хотя блондинчик был так, проходной. Все три книги я пейринговала Чаня с другим ГГ, и хотя намеков было скудновато, мы слэшили, как могли.
Так вот. Абеляр Свенсон. Врач. Немец. На этом меня уже можно выносить, ибо.
Но нет, автор пошел дальше. Худой высокий блондин с тонкими пальцами и "оленьей шеей". Курильщик. Неудачник в любви - влюблялся дважды, один раз до событий трилогии, второй раз во время, и оба раза с летальным исходом для возлюбленной. Бывший моряк - с флота ушел не в последнюю очередь потому, что до одури боится высоты. В общем, и половины фактов хватило бы, чтобы он мне понравился, но тут прямо целый флэш-рояль. И блин, когда они взаимодействовали с Чанем, я просто пищала. Если бы не Селеста, ну право слово, если бы не чертова Селеста...
И плюс к тому он в финале, фактически, спасает всех. То есть, если бы не он, злодеи бы победили, Чань и Селеста были бы мертвы, и зло бы восторжествовало - не одно, так другое. Но нет, Свенсон рискует жизнью, спасает всех, а что получает в финале? "Пока-пока, доктор, мы с кардиналом едем в круиз, удачи в поисках оставшихся гадов". Ну не суки ли?
А еще, к слову, доктор, как и Чань, оказываются насильно втянутыми в интригу, тогда как Селеста по собственной дурости лезет в петлю сама. Поэтому им я сочувствовала, а ей... Ну ладно, не буду повторяться.
Да и вообще, пожалуй, пора закругляться - и так уже тут целое эссе накатала.
Последнее только скажу - в книге есть аж целых три сцены лесбийского петтинга. И целая одна пара педиков-медведиков, причем показаны они адекватно, совершенно не карикатурно, да еще и один из них не то эмигрировавший русский, не то потомок русских эмигрантов с канонно офранцуженным именем Мишель и совершенно россиянской фамилией Горин. Однозначно вин.
Подытоживая: трилогия Далквиста весьма неплоха и более чем читабельна, особенно хорошо она пойдет у любителей стимпанка. Моя оценка - 7/10.
И да, совсем последнее - у меня по Далквисту, между прочим, целый один драббл есть, вот тут. Время действия - между первой и второй книгами, джен, легкий намек на преслэш.
А вообще, конечно, надо бы полноценную миди- или макси-АУшку по ним написать. С нормальным слэшем. Потому что потому.