Путь к сердцу монстра зависит от строения его тела
Кто и как ворует в магазинах?
Виктор Литвиненко,
Руководитель Департамента подготовки и обучения
Ассоциации предприятий безопасности «Группа Р»,
Профессор Военной Академии наук.
Журнал "Современная торговля" 5 – 2008
читать дальшеВ розничной торговле царит жестокая конкуренция, а доходы отнюдь не гарантированы. Поэтому любые, даже незначительные потери могут оказаться одной из причин разорения торговой фирмы или магазина. К сожалению, далеко не каждый работник торговли в России осознает опасность убытков и не каждый магазин имеет эффективную программу их предотвращения. Опыт работы показывает, что основными источниками потерь в магазине являются следующие категории: персонал магазина, поставщики, технические работники, охранники и покупатели.
Персонал магазина включает в себя следующие категории: продавцы, кассиры, менеджеры, технические работники, руководство магазина, если оно не входит в категорию – собственник. Статистика показывает, ( «Коммерческая недвижимость.» Журнал №5(65) 2007г.) что потери этой категории колеблются в пределах 50 – 70%. Охрана входит в особую категорию и может также рассматриваться как возможный источник потерь. Административные расходы, как правило, невелики, но они также подлежат постоянному контролю. Покупатели наиболее многочисленная категория, которая является наиболее представительной (30 – 60%) и требует к себе особого внимания со стороны сотрудников собственной службы безопасности (ССБ) магазина. Остановимся детально на этой многочисленной категории.
Покупатели, в свою очередь, делятся на следующие виды воров: те, которые никогда не станут воровать (8 -10%), другие которые обязательно будут воровать – с этой целью они и пришли в магазин (10-15%) и третья группа – если представиться возможность , то они обязательно украдут (75 -82%).
Итак, оттолкнемся от основного принципа, которым руководствуется большинство покупателей – если возможность украсть существует, то она обязательно должна быть реализована. Поэтому принято торговых похитителей классифицировать следующим образом: воры – любители (импульсивные воры, богатые покупатели, воры, ворующие ради острых ощущений «воры – адреналинщики»). Состав этой категории воров от общего их количества составляет, как правило, от50 до70%.
Наиболее опасны для магазинов - это профессиональные воры. Они не многочисленны (15 -20%), но потери в магазинах от них составляют до 80%.Особую категорию представляют наркоманы (10%) и клептоманы (5%). Эти группы воров агрессивно- активны, но наиболее часто задерживается службой безопасности магазинов.
Попытаться похитить что-либо из магазина покупатель может самыми разными способами: украсть товар, смошенничать при его возврате или похитить наличность из кассы.
Следует заметить, что какие бы средства контроля вы не применяли, они не остановят некоторых посетителей от попытки осуществить кражу в магазине. А что необходимо делать вам, если нечестный покупатель будет все-таки схвачен за руку? В последующем мы дадим несколько основных рекомендаций. Кстати, методы борьбы с кражами отчасти определяются правовой системой и действующим законодательством страны. Практика работы показала, что существует три основных правила, которым необходимо следовать, если у вас возникли сомнения в честности покупателя.
1. Вы должны увидеть, что покупатель взял товар и спрятал его.
2. Прежде чем предъявлять покупателю претензии, понаблюдайте за ним некоторое время, после того как он спрячет товар.
3. Нужно быть твердо уверенным в том, что покупатель не оплатил товар.
Если у вас нет сомнения в том, что посетитель магазина не оплатил покупку, - без колебаний задерживайте его и вызывайте службу охраны. Взять товар, не заплатив за него - преступление. Из-за таких краж владельцы российских магазинов ежедневно теряют миллионы рублей, а некоторые и разоряются.
С другой стороны, не забывайте о безопасности своих работников. Более того, этот фактор должен быть главным: если со стороны грабителя присутствует угроза безопасности персоналу магазина, лучше дать вору уйти, сколько бы ни стоил похищенный товар. Запомните внешность грабителей и обратитесь в милицию.
Кто и как крадет товар
Опыт охраны магазинов показывает, что для того чтобы украсть товар похитители пользуются самыми разными способами. Владелец или директор магазина, прежде всего, должен уяснить, что нечестные покупатели делятся на две наиболее опасные категории: воры – профессионалы и воришки – любители. «Любители» значительно превосходят профессионалов числом, но убытки, причиняемые профессионалами, гораздо существеннее.
Обычная кража
Магазинные воры – и профессионалы, и любители – могут прятать украденное в своей одежде или внутри других товаров. Мошенник платит за один вид товара, а выносит вместе с ним другой.
Воры – «любители»
«Любитель» ворует отнюдь не для собственного пропитания. Очень редко они крадут товар по необходимости, из-за нехватки денег. Бывает, что обычного человека толкают на кражу друзья, знакомые, родственники или родители. Но чаще «любители» воруют от нечего делать, для остроты ощущений, для поднятия адреналина в крови – среди таких воров не редко можно встретить весьма состоятельных людей, развлекающихся кражами.
На «любителей», как и в случае с персоналом магазина, распространяется основной принцип: если существует возможность кражи, а риск не очень велик – то незамедлительно следует попытка хищения. Или вор заранее знает, что владелец магазина не обратиться в милицию (например, он не сделал этого в предыдущем случае).
«Воры профессионалы»
Воровством в магазинах они зарабатывают себе на жизнь, перепродавая всё похищенное (случаи, когда профессиональный вор оставляет себе что-то из украденного, крайне редки). Обычно вор получает у скупщика от 25 до 50% розничной цены сданных товаров. Характерная деталь: профессионалы стараются воровать товары в фирменной упаковке, поскольку так его легче продать скупщику краденного.
Естественно, что за один заход в магазин такой вор попытается похитить максимально возможное число единиц товара ( например, до десяти упаковок батареек). Поэтому очень важно чтобы в торговом зале такие изделия выставлялись на специальных держателях, позволяющих отсоединять за раз только по одной упаковке. Профессионалы заглядывают в один и тот же магазин так часто, что персонал начинает принимать их за постоянных покупателей. Вот только проблема никогда ничего не покупают! Вор-профессионал может «работать» и в одиночку и с напарником.
Одиночка, как правило, пытается установить с персоналом магазина дружеские отношения и крадет товар в тот момент, когда, доверяя ему, продавцы занимаются другим покупателем. Но бывает и так, что он смешивается с толпой других посетителей и, стараясь не привлекать к себе внимания, рассовывает украденное по специальным карманам.
Работа с напарником отчасти облегчает вору задачу, поскольку напарник (или напарница) отвлекает на себя внимание продавцов специальными вопросами или неловкими действиями, давая ему возможность спокойно украсть товар.
Иногда профессионалы «работают» с детьми, которых используют и в качестве прикрытия, и как «карманы», в которых из магазинов выносится украденное. Доход от таких краж обычно несколько больше, чем у вора одиночки, однако в этом случае возрастает и опасность быть пойманным (например, из-за неудачных действий, излишней болтливости напарника).
Вор профессионал регулярно обходит магазины, торгующие строительными материалами и оборудованием, представляясь хозяином строительной фирмы или бригадиром строительной бригады. На самом же деле он реализует товары для продажи, получая при этом примерно 30% их розничной цены. Часть похищенных товаров впоследствии попадает на рынки, часть – в магазины конкурентов.
Из магазина профессионал выходит, допустим, с 20 дисками для циркулярной пилы, спрятанными за поясом, по десять штук спереди и сзади. В течение 5 лет среднегодовой доход такого вора составляет около 150 000 рублей. Это означает, что стоимость украденных им за это время товаров составляет довольно большую сумму.
Замечено, что в России около 80% профессиональных воров специализируются на одних и тех же («своих») магазинах
Теперь, когда вы познакомились с основными категориями воров, давайте рассмотрим типовые приемы, которые используют похитители в магазинах.
Приемы, используемые похитителями.
Многие профессиональные похитители пользуются «на работе» различными «домашними заготовками» - сумками, коробками или «дипломатами» с потайными карманами в которые они прячут товары, либо используют специальное дно в сумке, которое позволяет спрятать выбранное изделие и незаметно вынести его из магазина. Частенько специалисты по кражам пришивают к одежде потайные карманы, носят пояса с крючками или по две пары брюк одновременно – брюки плотно сшиваются внизу, образуя тем самым один большой карман, в который вор может спокойно складывать разнообразные товары, не опасаясь, что они выпадут наружу.
Женщина - воровка может одеться, как беременная, используя резиновую подушку. Оказавшись в магазине, она набирает большое количество одежды для примерки. В примерочной подушка вынимается, сдувается и кладется в сумку, а на ее месте размещаются аккуратно свернутые товары. Внешний вид «лжебеременной» женщины, естественно, не изменяется.
Для того чтобы спрятать похищенное, частенько применяются самые различные предметы - зонтики, газеты, портфели, сумки и другие товары из этого же магазина. Кроме того, нередки случаи, когда ваш товар прячется в заранее приобретенном фирменном пакете из другого магазина. Поэтому начальнику СБ совместно со старшим кассиром следует обучить работников кассового узла проверять все товары, которые могут использоваться, как контейнер для кражи, например:
· кисточки, могут спрятать в валики для окраски;
· ювелирные украшения или мелкий дорогостоящий товар кладут в различные коробочки, пакеты;
· сверла или пробойники складывают в садовые поливочные шланги;
· шелковый шарф легко умещается в кармане пиджака или пальто.
Этот список можно продолжать бесконечно. Оценив, любой товар вашего магазина вы должны сами ответить на вопросы: « А где бы я спрятал?», и «Можно ли положить что-нибудь внутрь этого предмета?». Научите ваших сотрудников смотреть на товары с позиции безопасности сохранения этого товара и множество мелких краж в вашем магазине удастся предотвратить.
Подмена этикеток
Подмена этикеток или ценников - еще один способ осуществления магазинных краж. Мошенник снимает этикетку уцененного или просто более дешевого товара и прикрепляет к более дорогому. Если никто из персонала не заметил подмены, покупатель заплатит низкую цену за какую-нибудь дорогую вещь. Этикетки легко поменять только в том случае, если они без повреждений отделяются от изделия. Этим же способом пользуются при воровстве товаров, у которых этикетка размещена на крышке. Часто на банки с одним и тем же продуктом, но имеющие разную емкость, производитель ставит одинаковые крышки. Вору ничего не стоит взять крышку с меньшей упаковки и поставить на большую. В результате за больший объем товара похититель платит меньшую цену
Подмена товара
Подмена товара - это вариант подмены этикеток. Например, дешевое содержимое одной коробки вор заменяет более дорогим, взятым из другой упаковки. Мошенник оплачивает дешевый товар, а на самом деле уносит другой.
Рекомендуемая защита:
1. Встречайте каждого покупателя у входа и не забывайте о его присутствии в магазине.
2. Найдите в магазине такое место, с которого было бы видно всех покупателей.
3. Не поворачивайтесь к покупателю спиной.
4. Внимательно наблюдайте за покупателями в мешковатой, объемной одежде.
5. Товары, по каким-то причинам лежащие не там, где они были первоначально уложены, следует немедленно возвращать на место.
6. Располагайте товар так, чтобы сразу заметить его отсутствие.
7. Не выставляйте дорогостоящие или легко переносимые товары рядом с выходом из магазина.
8. Будьте готовы к тому, что кто-нибудь станет отвлекать ваше внимание.
9. Регулярно проверяйте содержимое распечатанных коробок с товарами.
10. Пользуйтесь такими этикетками, которые нельзя легко отделить от одного вида товара и незаметно прикрепить к другому.
11. Не наклеивайте этикетки на крышки. Это правило относится ко всем товарам, упакованным во взаимозаменяемую тару.
Мошенничество с возвратом товара
Еще одним видом хищений в магазине является мошенничество с возвратом товара. В этом случае товар даже не выносится из магазина. Чаще всего облюбованную вещь берут с прилавка, не теряя ни минуты, несут в отдел возврата, где и попытаются получить за нее деньги. В случае успеха эта операция приносит мошеннику вместо 30% розничной стоимости дохода, которые он может получить у перекупщика, все сто процентов. Даже если вора разоблачат, доказать факт преступления и наказать виновного очень трудно - ничего не украдено, ведь похититель даже не покидал магазина.
«А как же чек на покупку - спросите вы, - ведь он же необходим при возврате товара?» В некоторых случаях «специалист по возвратам» пользуется выброшенными кассовыми чеками. По ним он и пытается получить деньги за товар.
Некоторые воры совершают обычную покупку, а потом на цветном копировальном аппарате делают копии чеков. Напечатав столько чеков, сколько нужно, они идут в тот же магазин, берут с полки нужную вещь и тут же пытаются её вернуть. Обычно при заполнении бланка возврата товара мошенник называет вымышленную фамилию и адрес, может представить поддельный документ.
Рекомендуемая защита
1. Заполняя бланк возврата товара, всегда просите покупателя назвать его фамилию, адрес и номер телефона. Следите за тем, насколько уверенно произносит клиент эти данные. Попросите предоставить паспорт.
2. Ведите компьютерный учет оплаты возвращенных товаров. В мелких магазинах достаточно ведения журнала.
3. Разработайте процедуру выплаты денег за возвращенные товары и следуйте ей неукоснительно. Предупредите работников, занимающихся такими выплатами, что мошенники частенько оказываются способными к разыгрыванию самых разнообразных спектаклей («я сегодня уезжаю», «мне нужно купить ребенку подарок», «моя тетя так больна»!) лишь бы убедить кассира выдать деньги наличными и немедленно.
4. Отдел по приему товаров и выплате денег за возврат должен находиться рядом с входом в магазин, чтобы работники отдела видели, откуда пришел человек, решивший вернуть товар - с улицы или из торгового зала. В крупных супермаркетах и гиперцентрах желательно привлекать сотрудников собственной службы безопасности для уяснения ситуации.
Мошеннический возврат товара
Хорошо одетый господин приходит в магазин, выбирает дорогой товар, обычно электроприбор или какой-либо инструмент, и несет его в отдел возврата. Он оставляет товар в непосредственной близости от кассы и администратора магазина, имя которого он чаще всего узнает, различными путями. Но называет он имя человека, которого заведомо нет на месте, и говорит обслуживающему работнику, что такой-то уже утвердил возврат.
Мошенник рассказывает какую-нибудь историю, мол, он - иностранец, приехавший в нашу страну в командировку, и купил у вас прибор, но потом вспомнил, что у себя на родине пользоваться им не сможет из-за различий в электросети. Поэтому хочет его вернуть, но чек, к сожалению, уже выбросил. В магазин этот человек приезжает на такси, утверждая, что направляется в аэропорт, уезжает в настоящее время домой, вот почему ему нет необходимости в купленном накануне товаре.
Когда менеджер верит ему и соглашается выплатить деньги, тогда «покупатель» говорит, что подойдет к машине за покупкой, и уже через минуту он стоит около кассы с только что похищенным предметом. Смысл. Возврат не оформляют, и тогда с товаром мошенник покидает торговый зал.
Перед тем как, возвращать деньги, необходимо проверить чек, а также всю информацию в журнале продаж. Если фамилия, адрес и телефон покупателя совпадают с указанными ранее на бланке возврата, то платеж можно осуществлять. Если же в прошлом этому человеку тоже выплачивались деньги, а покупка не подтвердилась, необходимо принять меры. Позвоните покупателю и сообщите ему, что магазин оплачивает возврат по неподтвержденной покупке (нет чека и тому подобное) в последний раз. И спросите у него, в какой день и в какое время он приобрел вещь, и сопоставьте его слова с записями о продажах за день (если эти записи не ведутся, можно проверить сумму покупки по копиям кассовых чеков).
Если такая покупка не зарегистрирована, снова свяжитесь с клиентом и попросите объяснений. Мошенник, укравший товар, просто повесит трубку и оставит вас в покое. А потом будет искать другой магазин, где возвраты не проверяют так пристально.
Рекомендуемая защита
1. Оплата за возврат не должна производиться без проверки факта покупки.
2. Продавцы должны следовать принятой процедуре приема возвращаемых товаров и выплаты по ним денег.
«Туристы»
«Туристами» называют группы воров, которые кочуют от магазина к магазину, из города в город. Эта разновидность похитителей занимается кражами не только товаров, но и денег.
Обычно в магазине группа «туристов» расходится по торговому залу. Затем два-три человека устраивают какой-нибудь беспорядок, чтобы отвлечь внимание. Пока работники магазина занимаются с ними, остальные члены шайки пытаются похитить либо выставленные товары, либо деньги из кассы. Если их замечают за этим занятием, то, пользуясь своим численным превосходством, они устраивают суету, неразбериху, вовлекая в свалку и обычных покупателей, после чего пытаются незаметно скрыться. Преследовать их довольно сложно, поскольку никто не знает ни их самих, ни адресов, куда они могут направиться.
Широкой популярностью в России у этой группы воров пользуются небольшие магазины с дорогостоящими, как правило, фирменными товарами – бутики.
Меры предосторожности в отношении «туристов»:
1. Если в магазин заходит группа покупателей, будьте начеку.
2. Персонал магазина не должен покидать своих рабочих мест, если такая группа попытается устроить какой-либо скандал.
3. Витрины с другими товарами должны быть постоянно заперты, а в случае возникновения каких-либо беспорядков необходимо проверить их содержимое.
4. Запирайте сейф. Это нужно делать между любыми операциями с его содержимым, даже если вы знаете, что через минуту снова возникнет необходимость открыть его.
5. Запирайте кассы и не оставляйте их без присмотра. Помните, что «туристы» знают, как воспользоваться клавишей, чтобы открыть ящик для денег.
6. Если вы обнаружили пропажу каких-либо товаров, немедленно обратитесь в милицию.
Слабые стороны этих магазинов:
· В этих магазинах низкое качество обслуживания покупателей.
· Персонал магазинов не обучен методам борьбы с пропажами.
· В торговом зале установлено торговое оборудование, позволяющие покупателю брать за один раз более одной единицы дорогостоящего товара.
· Слабое техническое и физическое обеспечение системы безопасности.
· Собственная служба безопасности не выполняет в полном объеме свои обязанности.
Виктор Литвиненко,
Руководитель Департамента подготовки и обучения
Ассоциации предприятий безопасности «Группа Р»,
Профессор Военной Академии наук.
Журнал "Современная торговля" 5 – 2008
читать дальшеВ розничной торговле царит жестокая конкуренция, а доходы отнюдь не гарантированы. Поэтому любые, даже незначительные потери могут оказаться одной из причин разорения торговой фирмы или магазина. К сожалению, далеко не каждый работник торговли в России осознает опасность убытков и не каждый магазин имеет эффективную программу их предотвращения. Опыт работы показывает, что основными источниками потерь в магазине являются следующие категории: персонал магазина, поставщики, технические работники, охранники и покупатели.
Персонал магазина включает в себя следующие категории: продавцы, кассиры, менеджеры, технические работники, руководство магазина, если оно не входит в категорию – собственник. Статистика показывает, ( «Коммерческая недвижимость.» Журнал №5(65) 2007г.) что потери этой категории колеблются в пределах 50 – 70%. Охрана входит в особую категорию и может также рассматриваться как возможный источник потерь. Административные расходы, как правило, невелики, но они также подлежат постоянному контролю. Покупатели наиболее многочисленная категория, которая является наиболее представительной (30 – 60%) и требует к себе особого внимания со стороны сотрудников собственной службы безопасности (ССБ) магазина. Остановимся детально на этой многочисленной категории.
Покупатели, в свою очередь, делятся на следующие виды воров: те, которые никогда не станут воровать (8 -10%), другие которые обязательно будут воровать – с этой целью они и пришли в магазин (10-15%) и третья группа – если представиться возможность , то они обязательно украдут (75 -82%).
Итак, оттолкнемся от основного принципа, которым руководствуется большинство покупателей – если возможность украсть существует, то она обязательно должна быть реализована. Поэтому принято торговых похитителей классифицировать следующим образом: воры – любители (импульсивные воры, богатые покупатели, воры, ворующие ради острых ощущений «воры – адреналинщики»). Состав этой категории воров от общего их количества составляет, как правило, от50 до70%.
Наиболее опасны для магазинов - это профессиональные воры. Они не многочисленны (15 -20%), но потери в магазинах от них составляют до 80%.Особую категорию представляют наркоманы (10%) и клептоманы (5%). Эти группы воров агрессивно- активны, но наиболее часто задерживается службой безопасности магазинов.
Попытаться похитить что-либо из магазина покупатель может самыми разными способами: украсть товар, смошенничать при его возврате или похитить наличность из кассы.
Следует заметить, что какие бы средства контроля вы не применяли, они не остановят некоторых посетителей от попытки осуществить кражу в магазине. А что необходимо делать вам, если нечестный покупатель будет все-таки схвачен за руку? В последующем мы дадим несколько основных рекомендаций. Кстати, методы борьбы с кражами отчасти определяются правовой системой и действующим законодательством страны. Практика работы показала, что существует три основных правила, которым необходимо следовать, если у вас возникли сомнения в честности покупателя.
1. Вы должны увидеть, что покупатель взял товар и спрятал его.
2. Прежде чем предъявлять покупателю претензии, понаблюдайте за ним некоторое время, после того как он спрячет товар.
3. Нужно быть твердо уверенным в том, что покупатель не оплатил товар.
Если у вас нет сомнения в том, что посетитель магазина не оплатил покупку, - без колебаний задерживайте его и вызывайте службу охраны. Взять товар, не заплатив за него - преступление. Из-за таких краж владельцы российских магазинов ежедневно теряют миллионы рублей, а некоторые и разоряются.
С другой стороны, не забывайте о безопасности своих работников. Более того, этот фактор должен быть главным: если со стороны грабителя присутствует угроза безопасности персоналу магазина, лучше дать вору уйти, сколько бы ни стоил похищенный товар. Запомните внешность грабителей и обратитесь в милицию.
Кто и как крадет товар
Опыт охраны магазинов показывает, что для того чтобы украсть товар похитители пользуются самыми разными способами. Владелец или директор магазина, прежде всего, должен уяснить, что нечестные покупатели делятся на две наиболее опасные категории: воры – профессионалы и воришки – любители. «Любители» значительно превосходят профессионалов числом, но убытки, причиняемые профессионалами, гораздо существеннее.
Обычная кража
Магазинные воры – и профессионалы, и любители – могут прятать украденное в своей одежде или внутри других товаров. Мошенник платит за один вид товара, а выносит вместе с ним другой.
Воры – «любители»
«Любитель» ворует отнюдь не для собственного пропитания. Очень редко они крадут товар по необходимости, из-за нехватки денег. Бывает, что обычного человека толкают на кражу друзья, знакомые, родственники или родители. Но чаще «любители» воруют от нечего делать, для остроты ощущений, для поднятия адреналина в крови – среди таких воров не редко можно встретить весьма состоятельных людей, развлекающихся кражами.
На «любителей», как и в случае с персоналом магазина, распространяется основной принцип: если существует возможность кражи, а риск не очень велик – то незамедлительно следует попытка хищения. Или вор заранее знает, что владелец магазина не обратиться в милицию (например, он не сделал этого в предыдущем случае).
«Воры профессионалы»
Воровством в магазинах они зарабатывают себе на жизнь, перепродавая всё похищенное (случаи, когда профессиональный вор оставляет себе что-то из украденного, крайне редки). Обычно вор получает у скупщика от 25 до 50% розничной цены сданных товаров. Характерная деталь: профессионалы стараются воровать товары в фирменной упаковке, поскольку так его легче продать скупщику краденного.
Естественно, что за один заход в магазин такой вор попытается похитить максимально возможное число единиц товара ( например, до десяти упаковок батареек). Поэтому очень важно чтобы в торговом зале такие изделия выставлялись на специальных держателях, позволяющих отсоединять за раз только по одной упаковке. Профессионалы заглядывают в один и тот же магазин так часто, что персонал начинает принимать их за постоянных покупателей. Вот только проблема никогда ничего не покупают! Вор-профессионал может «работать» и в одиночку и с напарником.
Одиночка, как правило, пытается установить с персоналом магазина дружеские отношения и крадет товар в тот момент, когда, доверяя ему, продавцы занимаются другим покупателем. Но бывает и так, что он смешивается с толпой других посетителей и, стараясь не привлекать к себе внимания, рассовывает украденное по специальным карманам.
Работа с напарником отчасти облегчает вору задачу, поскольку напарник (или напарница) отвлекает на себя внимание продавцов специальными вопросами или неловкими действиями, давая ему возможность спокойно украсть товар.
Иногда профессионалы «работают» с детьми, которых используют и в качестве прикрытия, и как «карманы», в которых из магазинов выносится украденное. Доход от таких краж обычно несколько больше, чем у вора одиночки, однако в этом случае возрастает и опасность быть пойманным (например, из-за неудачных действий, излишней болтливости напарника).
Вор профессионал регулярно обходит магазины, торгующие строительными материалами и оборудованием, представляясь хозяином строительной фирмы или бригадиром строительной бригады. На самом же деле он реализует товары для продажи, получая при этом примерно 30% их розничной цены. Часть похищенных товаров впоследствии попадает на рынки, часть – в магазины конкурентов.
Из магазина профессионал выходит, допустим, с 20 дисками для циркулярной пилы, спрятанными за поясом, по десять штук спереди и сзади. В течение 5 лет среднегодовой доход такого вора составляет около 150 000 рублей. Это означает, что стоимость украденных им за это время товаров составляет довольно большую сумму.
Замечено, что в России около 80% профессиональных воров специализируются на одних и тех же («своих») магазинах
Теперь, когда вы познакомились с основными категориями воров, давайте рассмотрим типовые приемы, которые используют похитители в магазинах.
Приемы, используемые похитителями.
Многие профессиональные похитители пользуются «на работе» различными «домашними заготовками» - сумками, коробками или «дипломатами» с потайными карманами в которые они прячут товары, либо используют специальное дно в сумке, которое позволяет спрятать выбранное изделие и незаметно вынести его из магазина. Частенько специалисты по кражам пришивают к одежде потайные карманы, носят пояса с крючками или по две пары брюк одновременно – брюки плотно сшиваются внизу, образуя тем самым один большой карман, в который вор может спокойно складывать разнообразные товары, не опасаясь, что они выпадут наружу.
Женщина - воровка может одеться, как беременная, используя резиновую подушку. Оказавшись в магазине, она набирает большое количество одежды для примерки. В примерочной подушка вынимается, сдувается и кладется в сумку, а на ее месте размещаются аккуратно свернутые товары. Внешний вид «лжебеременной» женщины, естественно, не изменяется.
Для того чтобы спрятать похищенное, частенько применяются самые различные предметы - зонтики, газеты, портфели, сумки и другие товары из этого же магазина. Кроме того, нередки случаи, когда ваш товар прячется в заранее приобретенном фирменном пакете из другого магазина. Поэтому начальнику СБ совместно со старшим кассиром следует обучить работников кассового узла проверять все товары, которые могут использоваться, как контейнер для кражи, например:
· кисточки, могут спрятать в валики для окраски;
· ювелирные украшения или мелкий дорогостоящий товар кладут в различные коробочки, пакеты;
· сверла или пробойники складывают в садовые поливочные шланги;
· шелковый шарф легко умещается в кармане пиджака или пальто.
Этот список можно продолжать бесконечно. Оценив, любой товар вашего магазина вы должны сами ответить на вопросы: « А где бы я спрятал?», и «Можно ли положить что-нибудь внутрь этого предмета?». Научите ваших сотрудников смотреть на товары с позиции безопасности сохранения этого товара и множество мелких краж в вашем магазине удастся предотвратить.
Подмена этикеток
Подмена этикеток или ценников - еще один способ осуществления магазинных краж. Мошенник снимает этикетку уцененного или просто более дешевого товара и прикрепляет к более дорогому. Если никто из персонала не заметил подмены, покупатель заплатит низкую цену за какую-нибудь дорогую вещь. Этикетки легко поменять только в том случае, если они без повреждений отделяются от изделия. Этим же способом пользуются при воровстве товаров, у которых этикетка размещена на крышке. Часто на банки с одним и тем же продуктом, но имеющие разную емкость, производитель ставит одинаковые крышки. Вору ничего не стоит взять крышку с меньшей упаковки и поставить на большую. В результате за больший объем товара похититель платит меньшую цену
Подмена товара
Подмена товара - это вариант подмены этикеток. Например, дешевое содержимое одной коробки вор заменяет более дорогим, взятым из другой упаковки. Мошенник оплачивает дешевый товар, а на самом деле уносит другой.
Рекомендуемая защита:
1. Встречайте каждого покупателя у входа и не забывайте о его присутствии в магазине.
2. Найдите в магазине такое место, с которого было бы видно всех покупателей.
3. Не поворачивайтесь к покупателю спиной.
4. Внимательно наблюдайте за покупателями в мешковатой, объемной одежде.
5. Товары, по каким-то причинам лежащие не там, где они были первоначально уложены, следует немедленно возвращать на место.
6. Располагайте товар так, чтобы сразу заметить его отсутствие.
7. Не выставляйте дорогостоящие или легко переносимые товары рядом с выходом из магазина.
8. Будьте готовы к тому, что кто-нибудь станет отвлекать ваше внимание.
9. Регулярно проверяйте содержимое распечатанных коробок с товарами.
10. Пользуйтесь такими этикетками, которые нельзя легко отделить от одного вида товара и незаметно прикрепить к другому.
11. Не наклеивайте этикетки на крышки. Это правило относится ко всем товарам, упакованным во взаимозаменяемую тару.
Мошенничество с возвратом товара
Еще одним видом хищений в магазине является мошенничество с возвратом товара. В этом случае товар даже не выносится из магазина. Чаще всего облюбованную вещь берут с прилавка, не теряя ни минуты, несут в отдел возврата, где и попытаются получить за нее деньги. В случае успеха эта операция приносит мошеннику вместо 30% розничной стоимости дохода, которые он может получить у перекупщика, все сто процентов. Даже если вора разоблачат, доказать факт преступления и наказать виновного очень трудно - ничего не украдено, ведь похититель даже не покидал магазина.
«А как же чек на покупку - спросите вы, - ведь он же необходим при возврате товара?» В некоторых случаях «специалист по возвратам» пользуется выброшенными кассовыми чеками. По ним он и пытается получить деньги за товар.
Некоторые воры совершают обычную покупку, а потом на цветном копировальном аппарате делают копии чеков. Напечатав столько чеков, сколько нужно, они идут в тот же магазин, берут с полки нужную вещь и тут же пытаются её вернуть. Обычно при заполнении бланка возврата товара мошенник называет вымышленную фамилию и адрес, может представить поддельный документ.
Рекомендуемая защита
1. Заполняя бланк возврата товара, всегда просите покупателя назвать его фамилию, адрес и номер телефона. Следите за тем, насколько уверенно произносит клиент эти данные. Попросите предоставить паспорт.
2. Ведите компьютерный учет оплаты возвращенных товаров. В мелких магазинах достаточно ведения журнала.
3. Разработайте процедуру выплаты денег за возвращенные товары и следуйте ей неукоснительно. Предупредите работников, занимающихся такими выплатами, что мошенники частенько оказываются способными к разыгрыванию самых разнообразных спектаклей («я сегодня уезжаю», «мне нужно купить ребенку подарок», «моя тетя так больна»!) лишь бы убедить кассира выдать деньги наличными и немедленно.
4. Отдел по приему товаров и выплате денег за возврат должен находиться рядом с входом в магазин, чтобы работники отдела видели, откуда пришел человек, решивший вернуть товар - с улицы или из торгового зала. В крупных супермаркетах и гиперцентрах желательно привлекать сотрудников собственной службы безопасности для уяснения ситуации.
Мошеннический возврат товара
Хорошо одетый господин приходит в магазин, выбирает дорогой товар, обычно электроприбор или какой-либо инструмент, и несет его в отдел возврата. Он оставляет товар в непосредственной близости от кассы и администратора магазина, имя которого он чаще всего узнает, различными путями. Но называет он имя человека, которого заведомо нет на месте, и говорит обслуживающему работнику, что такой-то уже утвердил возврат.
Мошенник рассказывает какую-нибудь историю, мол, он - иностранец, приехавший в нашу страну в командировку, и купил у вас прибор, но потом вспомнил, что у себя на родине пользоваться им не сможет из-за различий в электросети. Поэтому хочет его вернуть, но чек, к сожалению, уже выбросил. В магазин этот человек приезжает на такси, утверждая, что направляется в аэропорт, уезжает в настоящее время домой, вот почему ему нет необходимости в купленном накануне товаре.
Когда менеджер верит ему и соглашается выплатить деньги, тогда «покупатель» говорит, что подойдет к машине за покупкой, и уже через минуту он стоит около кассы с только что похищенным предметом. Смысл. Возврат не оформляют, и тогда с товаром мошенник покидает торговый зал.
Перед тем как, возвращать деньги, необходимо проверить чек, а также всю информацию в журнале продаж. Если фамилия, адрес и телефон покупателя совпадают с указанными ранее на бланке возврата, то платеж можно осуществлять. Если же в прошлом этому человеку тоже выплачивались деньги, а покупка не подтвердилась, необходимо принять меры. Позвоните покупателю и сообщите ему, что магазин оплачивает возврат по неподтвержденной покупке (нет чека и тому подобное) в последний раз. И спросите у него, в какой день и в какое время он приобрел вещь, и сопоставьте его слова с записями о продажах за день (если эти записи не ведутся, можно проверить сумму покупки по копиям кассовых чеков).
Если такая покупка не зарегистрирована, снова свяжитесь с клиентом и попросите объяснений. Мошенник, укравший товар, просто повесит трубку и оставит вас в покое. А потом будет искать другой магазин, где возвраты не проверяют так пристально.
Рекомендуемая защита
1. Оплата за возврат не должна производиться без проверки факта покупки.
2. Продавцы должны следовать принятой процедуре приема возвращаемых товаров и выплаты по ним денег.
«Туристы»
«Туристами» называют группы воров, которые кочуют от магазина к магазину, из города в город. Эта разновидность похитителей занимается кражами не только товаров, но и денег.
Обычно в магазине группа «туристов» расходится по торговому залу. Затем два-три человека устраивают какой-нибудь беспорядок, чтобы отвлечь внимание. Пока работники магазина занимаются с ними, остальные члены шайки пытаются похитить либо выставленные товары, либо деньги из кассы. Если их замечают за этим занятием, то, пользуясь своим численным превосходством, они устраивают суету, неразбериху, вовлекая в свалку и обычных покупателей, после чего пытаются незаметно скрыться. Преследовать их довольно сложно, поскольку никто не знает ни их самих, ни адресов, куда они могут направиться.
Широкой популярностью в России у этой группы воров пользуются небольшие магазины с дорогостоящими, как правило, фирменными товарами – бутики.
Меры предосторожности в отношении «туристов»:
1. Если в магазин заходит группа покупателей, будьте начеку.
2. Персонал магазина не должен покидать своих рабочих мест, если такая группа попытается устроить какой-либо скандал.
3. Витрины с другими товарами должны быть постоянно заперты, а в случае возникновения каких-либо беспорядков необходимо проверить их содержимое.
4. Запирайте сейф. Это нужно делать между любыми операциями с его содержимым, даже если вы знаете, что через минуту снова возникнет необходимость открыть его.
5. Запирайте кассы и не оставляйте их без присмотра. Помните, что «туристы» знают, как воспользоваться клавишей, чтобы открыть ящик для денег.
6. Если вы обнаружили пропажу каких-либо товаров, немедленно обратитесь в милицию.
Слабые стороны этих магазинов:
· В этих магазинах низкое качество обслуживания покупателей.
· Персонал магазинов не обучен методам борьбы с пропажами.
· В торговом зале установлено торговое оборудование, позволяющие покупателю брать за один раз более одной единицы дорогостоящего товара.
· Слабое техническое и физическое обеспечение системы безопасности.
· Собственная служба безопасности не выполняет в полном объеме свои обязанности.
@темы: канонъ